Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами: во-первых, важность административно-правовых актов, они являются неотъемлемой частью механизма государственного управления, обеспечивают соблюдение и реализацию прав и свобод граждан, законность и порядок в стране; во-вторых, необходимость совершенствования административно-правового регулирования, существует множество правовых актов как на уровне Российской Федерации, так и на уровне её субъектов, которые не всегда соответствуют друг другу и могут содержать пробелы; в-третьих, проблемы в области правового регулирования административной ответственности. Например, необоснованное увеличение количества составов административных правонарушений, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях РФ, что отрицательно сказывается на развитии российского административного законодательства; в-четвертых, усложнение правоприменительной практики, в настоящее время усложняется правоприменительная практика, размывается предмет и объект административно-правового регулирования; в-пятых, важность разработки научно обоснованной теории, это необходимо, так как судебная практика свидетельствует о значительном количестве незаконных нормативных административно-правовых актов, нарушающих права и законные интересы субъектов административных и иных правоотношений.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании административно-правовых актов Российской Федерации.
Предметом исследования настоящей работы являются административные нормативные правовые акты как формы современного российского законодательства.
Целью исследования является исследовать юридическую силу административно-правовых актов Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть понятие и определить сущность административно-правового акта;
2.исследовать признаки административно-правовых актов;
3.рассмотреть классификацию административно-правовых актов;
4.выявить правовую природу нормативных административно-правовых актов;
5.определить правовую природу индивидуальных (правоприменительных) административно-правовых актов;
6.рассмотреть юридическую силу административно-правовых актов;
7.исследовать проблемы правоприменения нормативных административно-правовых актов;
8.проанализировать проблемы правоприменения индивидуальных (правоприменительных) административно-правовых актов;
9.предложить пути совершенствования законодательства об административно-правовых актах.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; иные материалы юридической практики.
Теоретическая степень разработанности темы исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Берг Л.Н., Головкин Р.Б., Комаров С.А., Климов А.С., Климова А.С. и другие авторы.
Структура работы обусловлена целями и задачами настоящего исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Глава 1.Понятие, признаки и виды административно-правовых актов
1.1.Понятие и сущность административно-правового акта
Административно-правовой акт - основная правовая форма деятельности субъектов государственной администрации, которые наделены определённой компетенцией и осуществляют административную власть.
Сущность административно-правового акта заключается в следующем:
Подзаконный характер. Акты издаются на основе и для исполнения закона, при этом существенно уступают законам по юридической силе.
Юридическая властность. Предполагает обязательное исполнение велений, предусмотренных в акте, для субъектов административного права, которым он адресован .
Односторонний характер. Субъект принимает акт на основе действующего административного права по своей инициативе или в соответствии с предписанием органа государственной власти, выражая вовне собственную правовую волю.
Целевая направленность. Субъект, издавший акт, всегда преследует определённую цель, то есть имеет мысленное представление о необходимом правовом результате, который будет достигнут в результате реализации акта.
Виды административно-правовых актов: нормативные и индивидуальные (ненормативные).
Нормативные акты формируют правила должного и возможного поведения для любого субъекта, которому адресованы эти правила и сами акты, в области административного управления и административно-правового регулирования.
Индивидуальные акты концентрируются на разрешении определённых ситуаций в области организации и работы администрации государства, административного управления и административного правового регулирования. Они могут содержать правила поведения, которым должны следовать конкретные субъекты административного права, обладающие индивидуализированными признаками .
Рассмотрим научные определения административно-правового акта, предложенные учёными:
Д. Н. Бахрах называет правовые акты «основной продукцией государственной администрации». Среди правовых форм учёный выделяет принятие административных актов (решений), заключение административных договоров и совершение других юридически значимых действий.
Ю. Н. Старилов определяет правовой акт управления как правовой акт, регулирующий управленческие отношения или разрешающий конкретное управленческое дело (административно-правовой спор). При этом термин «административный акт» используется в качестве уточнения к понятию «правовой акт управления».
С. А. Порываев пишет, что административно-правовые акты могут быть нормативными и ненормативными, всем им присущ публично-властный характер. Такие акты принимаются с целью обеспечения исполнения законодательства и достижения баланса и защищённости публичных и частных интересов в рамках деятельности публичной администрации.
Опираясь на труды учёных-административистов, можно дать такое определение административно-правового акта: «Это облечённое в юридическую форму управленческое решение в виде официального документа, изданное с соблюдением установленных процедур, принятое в одностороннем порядке специальным субъектом исполнительной власти в пределах его компетенции, имеющее государственно-властный характер, обязательное для исполнения субъектам, которым оно адресовано и направленное на реализацию задач и целей государственного управления».
1.2.Признаки административно-правовых актов
Выделим признаки административно-правовых актов:
1.Юридическая природа правовой формы исполнительно-распорядительной деятельности.
2.Государственно-властный характер и обязательность исполнения в отношении того круга лиц, кому они адресованы.
3.Гарантированное исполнение, а в ряде случаев его обеспечение принудительной силой государства.
4.Подзаконный характер юридической силы. Акты издаются уполномоченными на это должностными лицами, органами исполнительной власти или местного самоуправления на основе Конституции РФ и федеральных конституционных законов.
5.Установка обязательных правил поведения или контроль определённых отношений. Выполнение включенных в акты предписаний приводит к наступлению конкретных юридических последствий - возникновению, изменению или прекращению административно-правовых отношений.
6.Творческий характер. Содержащиеся в актах предписания направлены на оптимальное решение управленческих вопросов.
7.Издание в одностороннем порядке .
Одним из признаков правовых актов является формальная определенность. Правовые нормы обязательно должны быть объективированы, внешне выражены и содержаться в той или иной форме, что является их способом существования. Без этого правовые нормы не могут выполнять свое назначение - регулировать общественные отношения. Таким образом, формы права - это внешнее выражение государственной воли и правовых правил поведения. Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо рассмотреть соотношение понятий "форма права", "правовая форма" и "источник права". Если под формами права понимается правовое регулирование и опосредование тех или иных социальных процессов, а также практически все правовые инструменты, участвующие в решении социальных задач (например, правовые формы регулирования экономики), то под формами права понимаются лишь конкретные "резервуары", содержащие правовые нормы .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. (принята всенародным голосованием 12.12.1993г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.02.2025) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
II.Основная и специальная литература
3. Бакурова, Н. Н. Административные правовые акты государственного управления в системе принудительного исполнения России / Н. Н. Бакурова // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2023. – № 11. – С. 33-38.
4. Давыдов, К. В. Концепция административного акта: введение в российский и казахстанский опыт / К. В. Давыдов // Вестник Торайгыров университета. Юридическая серия. – 2023. – № 4. – С. 46-59.
5. Гафарова, Э. А. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти в системе правовых актов органов публичного управления / Э. А. Гафарова, М. Н. Рудман // Аллея науки. – 2024. – Т. 1, № 1(88). – С. 547-553.
6. Россинский, Б. В. Об административно-правовых актах публичного управления / Б. В. Россинский // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2023. – № 11. – С. 3-7.
7. Нагорных, Р. В. Источники административного права и процесса: вопросы классификации и соотношения / Р. В. Нагорных // Ius Publicum et Privatum. – 2022. – № 2(17). – С. 172-186. –
8. Порываев, С. А. Административно-правовые акты как современная форма регулирования правоотношений / С. А. Порываев // Правовая политика и правовая жизнь. – 2021. – № S3-1. – С. 176-181.
9. Рудь, Н. И. Административно-правовые акты субъектов Российской Федерации как особые источники регионального законодательства в сфере административных правонарушений в Дальневосточном федеральном округе / Н. И. Рудь // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2021. – № 5. – С. 164-168.
10. Белякова, М. Р. Проблемы административного права и пути их решения / М. Р. Белякова, А. М. Иванов // Студенческий форум. – 2020. – № 30(123). – С. 64-66.
11. Бочков, С. С. Административно-правовые акты как основная форма качественного управления служебно-прикладными видами спорта органов внутренних дел Российской Федерации / С. С. Бочков // Академическая мысль. – 2023. – № 2(23). – С. 40-44.
12. Насырова, А. Р. Характеристика внутригосударственных механизмов защиты прав человека / А. Р. Насырова // Аллея науки. – 2020. – Т. 2, № 12(51). – С. 384-387.
13. Цыганов, Д. Д. Административные правовые акты как источники права в области обязательного размещения информации о деятельности хозяйствующих субъектов в сети «Интернет» / Д. Д. Цыганов // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2024. – № 1. – С. 62-66.